Мне было странно грустно после этого фильма. Жизнь, она вообще мало похожа на разухабистые фильмы Гая Ричи, ей, банальной заразе, не хватает изящества и тонкости творчества братьев МакДона, и она редко когда любит заливать всё кетчупом по мотивам ранних Родригеса и Тарантино. Вот и тут
«Легенда» /
Legend (2015), история двух гангстеров-близнецов по фамилии Крэй, подмявших под себя Лондон в 60-е, оказалась какой-то слишком скучноватой и простой, но при этом всё-таки чем-то цепляющей, оставляя это смутное чувство после просмотра.
читать дальшеФильм делится на две части: хорошую и для женской аудитории. Кто тот умник, который придумал смешать сентиментальную лабуду с криминальным сюжетом? Режиссёр Брайан Хелгеленд, я тебя спрашиваю! Вот и на кой ты это сделал? Потому что смешать несмешиваемое у мужика точно не получилось. Первая половина фильма так напоминает лучшие моменты сериала Peaky Blinders, что от удивления аж рот раскрывается. Вот Реджи, хоть и действуя больше на удаче, чем продуманности своих планов, обставляет полицию и соперников, захватывает новую территорию, старается держать брата в рамках разумной агонии, да и вообще действует, как гангстер с мозгами. Вот лёгкое дежавю от Пола Андерсона в роли его помощника, потому что Артур тоже создавал своему брату проблемы, но Томас Шелби и его семья выдуманные, а Крэи настоящие. Они ошибаются, падают, садятся в тюрьму по глупости, по стечению обстоятельств. Они настолько не гении криминального мира, что диву даёшься, как менты не пересажали всю эту шайку-лейку раньше. Но вот как-то не пересажали. И сумасшедший Рональд Крэй, настоящий шизофреник без прикрас, действительно устраивал свои оргии, трахал всё, что движется, и бил морды всем подряд, получая от жизни максимум удовольствия. Может и другой Крэй, тот который с виду нормальный, действительно пел дифирамбы своей будущей жене, обещая ей горы золотые и исправиться. И никто Фрэнсис не виноват, что она сама была недалёкого ума девушка, раз поверила этим обещаниям, потому что люди не меняются. Ей бы прыгнуть в водоворот криминальной жизни, наслаждаться властью и деньгами, пока ещё есть время, а она ныла бледной вошью в углу, исчезая по-тихоньку. Вроде бы и хочешь её пожалеть, но потом вспоминаешь, что это настоящая история, что какая-то глупая девица действительно подумала, что "гангстер" звучит романтично и сделала свой осознанный выбор, решив, что она сможет "спасти" Реджинальда Крэя от участи, которую он сам для себя выбрал. Вот и остаётся по итогу сопереживать лишь больному на всю голову, который, может статься, видел реальность гораздо чётче, чем многие из нас, просто не пытался притворяться, что бывает по-нормальному и жил на полную.
И эта правдоподобность образов Реджи и Рона Крэев, как и возможность эмоциональной эмпатии психованному ублюдку - это полностью заслуга Тома Харди, который отыграл две эти роли, как будто в него Станиславский вселился. Сложно вообще вспомнить какие-нибудь неудачные роли актёра из его последних работ, но тут он превзошёл сам себя. Смотришь и видишь более-менее адекватного бандита, а потом моргнёшь, и перед тобой маньяк-шизофреник, да, мастер перевоплощения - это ещё мягко сказано. Помимо божественной игры исполнителя главной роли в фильме есть и несколько фееричных диалогов, таки отсылающих к работам Гая Ричи на схожую тему, и парочка очень неплохо снятых и поставленных драк. На этом достоинства фильма, собственно, и заканчиваются.
Повествование неровное и дёрганое (реальная история, ну что ты будешь делать), настроение фильма меняется слишком резко то туда, то сюда, не в силах сохранить баланс между романтикой и чёрным юмором, а сыграть как следует кому-нибудь ещё, кроме Харди, в общем-то и не удалось. Зачем анонсировать и просто брать в свой фильм Пола Беттани, если по итогу ему достанутся две минуты экранного времени? Зачем приглашать Кристофера Экклстона, если его персонаж настолько плоский, что с этой ролью мог бы справиться и настоящий мент? Тарон Эджертон мог бы дополнить своим героем растекающееся безумие Рона Крэя, но за весь фильм он едва ли успел проговорить пару реплик. Пожалуй, больше всех запомнились Пол Андерсон в роли верного подручного Реджи Крэя, который до самого конца был готов поддержать босса, куда бы тот ни направлялся, Дэвид Тьюлис, сыгравший ушлого предпринимателя, наживающегося на братьях, и Эмили Браунинг, исполнившая партию будущей миссис Крэй, счастливицы, которой почти удалось выбраться из своего родного района, ну а о средствах умолчим, всем нам приходится чем-то жертвовать.
Эффектный актёрский состав, два невероятно харизматичных главных героя, отличная гангстерская тема и прорывающийся иногда юмор - фильм мог бы стать шедевром, который захочется положить на полочку и пересматривать временами под муторное настроение. Не сложилось, но это совершенно не помешает хотя бы один раз насладиться великолепной игрой Тома Харди и полной противоречий историей братьев Крэй. Как говаривал Ронни, "Кровь гуще воды" и "Нет ничего лучше хорошей перестрелки" перед тем, как хладнокровно замочить десяток людей при помощи пары молотков. Этот фильм определённо стоит просмотра.
8/10