"In the Bene Gesserit Way, he opened his mind to Jacurutu, seeking to know nothing about it. Knowing was a barrier which prevented learning."В ожидании новой экранизации Дюны я решила её перечитать: ощущения оказались своеобразными))
Первая книга великолепна от первой до последней страницы, все персонажи интересные и пугающие, за каждого переживаешь и мучаешься. От барона мурашки по кожи, кажется, это уже не человек, а некая жуткая склизкая мерзость. Джессика в начале привлекает своей уверенностью и желанием идти против ордена, а в середине привлекает своей стойкостью перед горем и неспособностью сдаваться. Их встреча с Гёрни, который считал Джессику предательницей, описана очень проникновенно и трогательно. Гёрни, хватит умирать за Атрейдесов, пожалуйста, живи за Атрейдесов. Удивительная маленькая Алия, совсем не маленькая, лишь запертая в теле ребёнка, впечатляет поступками и словами (оттого ещё горьше продолжение). Юи, несчастный одинокий Юи, у которого был такой изящный, почти сработавший план. Я читала и всё казалось, что вот сейчас он признается, вот сейчас всё будет хорошо. Но читатель, как и Муаддиб, может двигаться только по одному пути, и возможности всё переиграть не остаётся. Поэтому прекрасный удивительный Пол своими отчаянными попытками спастись от неизбежности вызывает искреннее восхищение и желание всячески его поддержать. Да и как за таким не идти: добрый и благородный, сильный и умный, харизматичный, уверенный в себе, но с человеческими слабостями - идеальный правитель. Вот и фремены приняли нового правителя с должным и заслуженным уважением. А вот я лично фременов так и не приняла. Этот народ и ценности, на которых основана их культура, идут в разрез со всем, что я уважаю и ценю. Так я этих одержимых фанатиков полюбить и не смогла: мы такие жестокие, потому что мы в пустыне, тут всё сурово, не мы такие, жизнь такая и прочие стандартные слабые отмазки. Не говоря уже об оргиях, многожёнстве и прочем. Годы идут, а мне всё также омерзительна культура Среднего Востока, ничего не поменялось. Тем более удивительно, что я так прониклась книгой, львиная доля которой основана на этой культуре. То есть Фрэнк Герберт смог завоевать даже тех читателей, кому такой сеттинг совсем не близок, потому что дело всё-таки в захватывающей истории о попытке выбрать свою судьбу самому.
читать дальшеИ о том, как это попытка проваливается. Что вообще произошло во второй части?! От писателя жена ушла, агент отказался от сотрудничества, в магазине наступили на ногу? Я читала и не верила происходящему. Пол, ты чё?! Ты чё творишь, мудила, куда империя катится, ты как всё прощёлкал клювом своим всевидящим?! Кроме идеи поражения, от которой кровь бурлила, бесили ещё и все персонажи. То есть вот буквально все. Старушенция из ордена, остальные заговорщики, сестра с недотрахом, жена, наложница, какие-то ещё герои, карлик тот внезапный, что твой рояль из кустов. Я просто останавливалась на секунду и напоминала себе "у героя предзнание, для чего-то всё это нужно". Нет! Не нужно! Я устал, я ухожук, сказал Пол и пошёл гордой походкой в ночь. Твою ж через колено... Мало-мальски ситуацию для меня поправил Данкан Айдахо, он же Ненависть, потому что линия гхолы-голема была, по сути, единственной живой и по-настоящему болезненной, важной. Когда он перебарывает программу и не выполняет приказ, наступает катарсис персонажа, а я прощаю большую часть остального нелепого бреда. Но всё-таки оно того не стоило. Столько шли, шли, и что мы получили в итоге: имеешь джихад, готов путешествовать в пустыню. У тебя лапки, ну ты попытался, ну империя в жопе и все тебя ненавидят, фанатики скоро вообще к херам всё уничтожат. Ну-ну, ничего, иди, Пол, полежи там в песочке, подумаешь заварил кашу и пустил всё на самотёк. Как-нибудь разберутся, я там парочку младенцев оставил, сестра у меня вообще крутая, ой да чего я парюсь, нормально всё будет. Наш человек Пол Атрейдес, если он не сможет, то уж все остальные Атрейдесы точно справятся. И это я молчу о том, как ненавязчиво Герберт убрал из повествования Джессику. Ну она улетела к себе, кувыркается небось с Гёрни, ей на всё пофиг. Вот честно, кажется, это он свои проблемы реальной жизни перенёс, других объективных причин нет.
Как же я была зла после второй книги. Третью даже не хотелось открывать, думала, что нафиг, небось стало ещё хуже. Но неожиданно для меня самой не по годам мудрый Лето Второй, или точнее очень даже по годам, сумел постепенно вылечить моё разбитое Полом сердце, успокоить и обнадёжить, что всё будет хорошо. Нет, я всё ещё бесилась от всех этих фременов, от судьбы, уготованной Алии (вот прям во всех грехах она у Герберта виновата, нашёл козла отпущения, зараза), от некоторых моментов, вроде внезапного слепого проповедника, который вдруг, ты посмотри, вспомнил, что осталась пара незаконченных дел, ну там знаете, империя, сотни планет, джихад, вот эти вот мелочи, как чайник на плите забыть. Но нежные отношения близнецов, полные взаимной поддержки и понимания, относительно благоразумная Джессика и её новый ученик, и самое главное - крутейшее превращение в бога - всё это примирило меня с несправедливостью и моими обидами на этот грустный мир, которому как-то очень катастрофически не везёт с правителями. Честно говоря, уже охваченная джихадом империя находилась в таком состоянии, что у Лето просто не было выбора (давайте все дружно хором ещё раз скажем, какой молодец Пол!). Им срочно был нужен вселенский ужас, местный Доктор Манхэттен, которого будут бояться следующие 3 тысячи лет. Что поделать, фремены не признают других форм правления, кроме силы, вот им, пожалуйста, самый сильный человек в мире. Уже и не человек, что уж там, зато в остальном точно как заказывали - деспот, тиран, вечный император, под которым будут плодиться послушные овцы. Такой этап был необходим человечеству, чтоб не окочуриться, чтоб не самоуничтожиться. Очень правдоподобный сценарий, достаточно лишь посмотреть в окно. Хорошо в этом лишь одно - история циклична и любым империям приходит конец. После этого очень длинного периода Средневековья наступит Ренессанс, и человечество вздохнёт полной грудью и пойдёт на новый цикл. Может быть, в этот раз получится лучше и никому не понадобится приносить такую адскую жертву. На это и рассчитывает Лето, и Пол в его памяти: пусть Атрейдесы останутся тиранами, зато человечество как вид будет жить.
Мне не слишком импонирует такое описание будущего - тысячи лет, а коллективное развитие хомо сапиенс на уровне интриг Столетней войны. Искренне надеюсь, что будет не так, а то обидно как-то. Но автор имеет право на всё, что хочет, поэтому принимая правила игры, я рада, что перечитала романы в сознательном возрасте. Больше я этого делать, конечно, не буду, бесконечные смерти, насилие и даже нет никаких прикольных штук вроде открытия доступа к банку памяти для всех и каждого. Впрочем, Фрэнк Герберт писал во времена Холодной войны, вдохновлялся исламской культурой - тут чудо, что вообще пришли к какому-то условно мирному финалу, большего от него требовать было бы невозможно, каждый из нас - заложник своего воспитания и окружения. Но кто-то растёт над собой и этим самым окружением, а кто-то довольствуется тем, что ставит перед домом пугало, чтоб вороны и соседи не доставали. Ах да, там ещё сто писят романов в том же мире, как от отца, так и от сына сотоварищи, где Лето таки становится огромным червячком. Читать я всю эту галиматью, конечно, не буду (2), но хочу посмотреть старые экранизации, видела их только краем глаза, более ценное времяпровождение, на мой взгляд.