воскресенье, 30 июля 2017
Выжить на
"Дюнкерке" и умереть - Кристофер Нолан снова издевается над нашим организмом, но если раньше он ломал мозг своими фильмами, то теперь переключился на ЦНС, выкручивая нервы до предела и дальше, когда кажется, сейчас у тебя сердце выпрыгнет из груди от переживания. Это не кино про войну, это кино про беду, про бедствие, почти стихийное, над которым у тебя нет власти, есть лишь бесконечная борьба за выживание, потому что так уж мы устроены - очень жить хочется.
читать дальшеПадать в кабине самолёта, падать на песок, закрывая голову руками под звуки пикирующего бомбардировщика, падать с палубы корабля, падать и тонуть, тонуть, тонуть, вот что зрителя заставляет переживать режиссёр. Вы любите море? Познакомьтесь с гением Кристофером Ноланом, он даст вам почву для размышления на эту тему, а потом выбьет её у вас из-под ног и заставит ловить воздух, пока вы просто сидите в кресле кинотеатра. Да какое нахер 3D, оно не нужно Нолану, тут и так можно ощутить каково это - не вынырнуть больше никогда. А ещё каково это быть героем и трусом, каково бросать людей на смерть и давать им жизнь, иногда взамен своей собственной. Это очень страшно. Всё это страшно, но нельзя сдаваться, нужно снова и снова тащить проклятую лодку в море, смотреть на датчик топлива и не спускаться в трюм, потому что могут опять бомбить.
В работах Нолана всегда очень качественная картинка и великолепный музыкальный ряд. В этом фильме чёткость изображения какая-то совершенно запредельная, а композитора Ханса Циммера хотелось задушить, до того он, падла, идеально попадал по нервам, каждой нотой, каждым звуком надрывая что-то внутри. И невообразимого эффекта сопереживания и присутствия удаётся добиться безо всякой экспозиции или знакомства с героями. Нет нужды знакомиться, на их месте мог бы оказаться любой из нас, поэтому режиссёр показывает самые разные варианты развития событий, ведь людей много и каждый реагирует по-разному.
Посттравматическое стрессовое расстройство, так называется сегодня психическая травма, полученная в боевой обстановке, когда уровень стресса стал непереносимым для человека. Но это не расстройство, это шок, shell shock. Шок от того, что происходит вокруг тебя, от того, как люди могут обращаться с людьми, ужас, застывший в глазах и навсегда ставший частью тебя. Пережить войну - не значит вернуться с неё, но нужно хотя бы попытаться.
Когда отступают на задний план мишурные летние блокбастеры и комиксы, приходит Нолан и рассказывает не страшную сказку, а горькую быль, где всё в синих тонах и под музыку, от который душа уходит в пятки. Нет сказок страшнее правды, нет монстра страшнее человека. И пусть в фильме совсем нет крови, в нём столько боли и напряжения, что хватит на сотню триллеров и хорроров. Когда кажется, что сил терпеть больше нет, и сейчас сердце точно остановится, действие выходит на новый вираж, и приходится жить дальше, наблюдая за одной бесконечно длинной неделей, днём и часом. Ну не любит Нолан линейное повествование, и правильно делает! Ему прекрасно удаётся манипулировать временем и пространством, поэтому его истории от такого приёма только выигрывают.
Может быть "Дюнкерк" неидеален, может быть Кеннет Брана всё-таки слегка переигрывает, но эти 106 минут, как репортаж из ада глазами очевидцев. Вернуться и посмотреть ещё раз - никогда в жизни, но равнодушным не уйдёт никто.
1. О том, как мимикрировало понятие "боевая травма" из термина shell shock в ПТСР, рассказывал Джордж Карлин, и это обязательно нужно послушать. George Carlin Shell Shock
2. У нас в кинотеатре подсвечиваются ступеньки, как, наверное, во многих кинотеатрах. Я взяла место близко к проходу и корила себя за то, что забыла про подсветку, потому что она меня очень отвлекала в прошлый раз. Через 20 минут после начала фильма я не помнила о существовании ступенек в целом, не то что о подсветке. После сеанса я видела, как человек вышел с почти полным ведром попкорна.
3. Однажды я просто-напросто умру от того, как красив Киллиан Мёрфи.
На этом всё, Кристофера Нолана с днём рождения, чтоб снимал ещё 50 лет.
Не пропустите Дюнкерк в кино, если у вас в городе есть IMAX, не пожалейте чуть больше денег, снималось всё на аймаксовские камеры и визуал великолепен, гарантирую.
@темы:
прекрасное,
Irish,
reviews,
Masterpiece,
Cillian Murphy,
British,
Кино